При устройстве у себя в доме или квартире шкафа-купе подавляющее большинство наших сограждан исходит из соображений экономической целесообразности и практичности, поэтому важным будет акцентирование внимания на некоторых особенностях конструктивного исполнения шкафов купе, влияющих на их конечную стоимость и эксплуатационные характеристики. Наиболее экономным решением в контексте финансовых вложений будет решение встроенного шкафа купе с использованием стен, пола и потолка помещения в качестве несущих элементов конструкции шкафа. Это позволит сократить расход материалов и несколько снизит стоимость купе.
Но здесь следует учитывать, что раздвижная система монтируется исключительно в прямоугольный проем, вертикали и горизонтали которого строго параллельны и возможно для выравнивания характерных для наших помещений «кривых» стен и пола придется затратить средства, несоизмеримые со стоимостью жесткого короба шкафа купе из ДСП. А автономный модуль с подогнанной в заводских условиях раздвижной системой будет несложно вставить «по месту» в проем и задекорировать щели подходящими по цвету и фактуре материалами.
Любой шкаф купе практичен, если имеет достаточное внутреннее пространство, толково распланированное под полки, ящики, пантографы и т.д., причем, чем большими будут габариты внутренних секций, тем меньшее количество материала на них уйдет. А каждая мелкая полочка это не только площадь ДСП, но и метраж порезки и поклейки кромки, стоимость работы и крепежа. Поэтому не стоит делать из купе «соты», а количество выкатных ящиков сводить к минимуму – при качественном исполнении это дорогие тандемы с доводчиками, толкателями, ручками, которые стоят довольно недешево.
Следует помнить, что становящиеся сегодня популярными пантографы (лифты) имеют ограничения по нагрузке, дороги и не у всех производителей надежны. В то же время при достаточной глубине шкафа купе вполне возможно обойтись банальной и дешевой трубой – вешалом и вряд ли хозяйка будет хвалиться содержимым шкафа купе перед гостями. При больших габаритах шкафа купе даже в случае его размещения в хорошо освещенном помещении внутреннее освещение просто необходимо, но для него стоит использовать светильники, работающие от пониженного безопасного напряжения.
При изготовлении автономного шкафа купе нет смысла экономить на задней стенке. Это стандартно используемое ламинированное ДВП, обеспечивающее жесткость конструкции, недорогое в сравнении с общими затратами. Зато шкаф купе будет по настоящему автономным, и чтобы переместить его на другое место не придется вызывать монтажников, демонтирующих крепления шкафа к стене.
Значительную долю общей цены на шкаф купе составляют материалы, используемые в качестве наполнения раздвижных дверей. Причем предлагаемые производителями ротанг, бамбук и т.д. не всегда соответствуют по стоимости среднерыночным ценам, а в качестве их альтернативы вполне можно использовать ламинированное ДСП. Зеркало в большинстве случаев является идеальным наполнителем для дверей раздвижных систем, выполняя и декоративную и более практичную функцию, заменяя стандартный трельяж и т.п.
Хорошей и оригинальной заменой большинству декоративных материалов может стать стекло с нанесенным на нем рисунком, как крашенное, так и пескоструенное матовое, но следует помнить, что как зеркало, так и стекла должны быть покрыты с внутренней стороны защитной пленкой, обеспечивающей «триплексное» разрушение без осколков. Но если шкафы купе с зеркалами и стеклами уместны практически в любом помещении, то в детских комнатах их не ставят исходя из соображения безопасности. В качестве наполнителя раздвижных дверей шкафов купе в детских лучше использовать ламинированное или с художественной окраской ДСП теплых тонов.
При желании обустроить угловой шкаф купе нужно быть готовым к тому, что часть внутреннего пространства будет практически утеряна в местах примыкания лицевой панели к стенам, сходящимся в углу дома. Это неизбежные издержки возможности трансформировать помещение в другой формат и создать уникальный дизайн комнаты.
При установке встроенных и автономных шкафов купе следует учитывать, что наличие радиаторов отопления и подводящих труб горячего водоснабжения внутри шкафов купе не только не практично, но и может отрицательно повлиять на эксплуатационные свойства материалов. Наиболее инертным к температуре остается ламинированное ДСП, а шпонированные фанера, ДСП, МДФ и натуральное дерево достаточно чувствительны к высоким температурам, склонны к растрескиванию и короблению. Поэтому скрыть коммуникации инженерных систем в шкафу купе можно, но горячие трубы, как и трубы холодной воды, на которых образуется конденсат из влажного воздуха помещения, лучше изолировать слоем утеплителя.